Главная  
  Статьи  
  Уроки  
  Терминология  
  Аккорды и Табы  
  Программы  
  Форум  
  Контакты  
     
     
 
 
     

 
   
 

1. Звук

Свойства звука

Звук — упругие волны, продольно распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Эти звуковые волны улавливаются специальными слуховыми органами чувств животных или человека, передаются с помощью нервной системы в мозг и создают субъективное восприятие звука.

 

Звук характеризуется амплитудой колебания (громкость), частотой колебания (высота звука), продолжительностью колебаний (длительность звука) и наличием обертонов (тембр звука). Считается, что человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц.

 

Высота звука — качество слухового ощущения, позволяющее располагать все звуки по шкале от низких к высоким. Чем выше частота колебания, тем выше высота звука.

Громкость звука — восприятие силы звука. Громкость зависит от амплитуды звуковых колебаний. Чем больше аплитуда колебания, тем выше громкость.

Тембр — "окраска звука". Зависит от наличия в звуке обертонов (гармоник). Благодаря тембру слуховой аппарат человека способен различать по звучанию различные музыкальные инструменты. 

Длительность — продолжительности колебания звучащего тела.

 

Форма звуковой волны имеет достаточно сложную структуру, далекую от классической синусоиды, т. к. колеблющееся (звучащее) тело вибрирует не только по всей длине. Вибрируя, тело (струна) преломляется в равных частях, что и генерирует дополнительные звуковые волны, называемые обертонами.

Обертон (гармоника) — призвук, входящий в спектр музыкального звука. Высота обертонов всегда выше основного тона.

 

Звукоряд

В музыкальной практике используется ряд звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях и называемый звукорядом. Каждый звук в отдельности называется ступенью звукоряда.

Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя 88 звуков различимых по высоте. Частоты этих звуков, лежат в диапазоне от 16 до 5000 колебаний в секунду (Гц).

Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:

 

ДО    РЕ    МИ    ФА    СОЛЬ    ЛЯ    СИ

 C       D      E       F        G          A       B

 

Эти семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд, связано это с тем, что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте.

Часть звукоряда, включающего в себя семь основных ступеней принято называть ОКТАВА. Весь звукоряд делят на семь октав, каждая из которых имеет своё название : Субконтроктава, Контроктава, Большая октава, Малая октава, Первая октава, Вторая октава, Третья октава, Четвертая октава, Пятая октава.


Музыкальный строй

Музыкальным строем принято считать систему настройки музыкальных инструментов, при котором каждой ноте соответствует определенная частота звучания.

В качестве эталона при настройке всех музыкальных инструментов используется нота "ЛЯ" с частотой 440 Гц.

В общепринятой музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей, называемых полутонами. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Он отличается от натурального звукоряда (строя) тем, что все полутоны октавы в нем равны.

Полутон является самым узким расстоянием между звуками музыкальной системы. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.

Расстояния между основными ступенями неодинаковы и располагаются следующим образом:

1. Звук

Повторимся, октава состоит из двенадцати звуков, расположенных на равном расстоянии друг от друга, но из них только семь звуков являются основными для звукоряда.

 

Альтерация

Альтерация — повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия. Обозначается с помощью знаков альтерации.

Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Полученные в результате альтерации ступени называются производными ступенями. Названия производных ступеней происходят от основных ступеней.

Повышение основной ступени на полтона называется ДИЕЗ (#).

Понижение основной ступени на полтона называется БЕМОЛЬ(b).

Повышение на два полутона - ДУБЛЬ-ДИЕЗ (x).

Понижение на два полутона - ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ (bb).

Бекар — знак альтерации, который означает отмену действия предыдущего знака альтерации.

 

1. Звук

 

Из выше сказанного можно сделать вывод, что, например,  повышая ноту ДО на полтона или понижая ноту РЕ на полтона мы получаем один и тот же звук, который можно обозначить по разному ДО-диез (ДО#) или РЕ-бемоль (РЕb).  Равенство ступеней, имеющих одну высоту, но различающихся по названию и обозначению, называется энгармонизм.




Другие новости по теме:

Печатать


 
 
 
   
 
Яндекс.Метрика Все права защищены © 2010. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полной или частичной перепечатке текстовых или графических материалов индексируемая гиперссылка на сайт FirstGuitar.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА