Главная  
  Статьи  
  Уроки  
  Терминология  
  Аккорды и Табы  
  Программы  
  Форум  
  Контакты  
     
     
 
 
     

 
   
 

Общая терминология (музыкальные термины) 3

Септет  – ансамбль из семи исполнителей (у каждого своя партия) или сочинение для этого состава.
Сериализм, сериальность  – техника композиции, при которой в качестве основы используется набор неповторяющихся звуков (классический вариант – 12 звуков, но может быть и меньше) и все сочинение состоит из непрерывного повторения этого набора – серии или нескольких серий; по тому же принципу организуются ритм, динамика, тембр и т.д. Простейший, исходный вариант сериальности – додекафония, в которой учитывается только звуковысотный фактор.
Силлабический  – стиль вокального письма, при котором на один слог приходится один звук (без внутрислоговых распевов).
Сильная доля  – основное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле.
Синкопа  – перенос акцента с ударной доли на безударную.
Синтезатор  – электронный музыкальный инструмент.
Скерцо  – пьеса или часть цикла в быстром темпе.
Склад, письмо  – тип взаимодействия голосов в музыкальной ткани. Основные типы: монодия (одноголосие); полифония, или контрапункт (несколько свободно взаимодействующих линий); гомофония (мелодия с аккомпанементом).
Scordatura (скордатура)  – временное изменение обычной настройки струнного инструмента.
Scherzando (скэрцандо)  – игриво.
Случайные знаки  – знаки, употребляющиеся для указания на повышение или понижение тона. Знак диез дает повышение на полутон; знак бемоль – понижение на полутон. Знак бекар отменяет предыдущий случайный знак. Случайный знак действителен для той ноты, перед которой он выставлен, и для всех ее повторений в границах данного такта.
Solo (соло)  – композиция или ее фрагмент для одного исполнителя или для солиста из ансамбля, оркестра и т.д.
Сольмизация  – система слогового наименования нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сольфеджио  – 1) вокальные упражнения, поющиеся на гласные или на слоги; 2) одна из дисциплин музыкально-теоретического курса.
Сопрано  – 1) верхняя партия в хоровой партитуре; 2) самый высокий по регистру женский голос (или голос мальчика); 3) разновидность некоторых инструментов – например, сопрановый саксофон.
Составной двудольный метр  – метр (размер), для которого характера группировка метрических долей по три (6/4 или 6/8).
Составной трехдольный метр  – метр (размер), для которого характерны три группы по три метрические доли в каждой (9/6 или 9/8).
Sostenuto (состэнуто)  – обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу.
Sotto voce (сотто вочэ)  – обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.
Соул  – один из стилей американской популярной музыки, имеющий в основе негритянские фольклор и духовное пение.
Спинет  – в 17 и 18 вв. разновидность клавесина небольшого размера, а также маленькое пианино.
Spiritoso (спиритозо)  – с воодушевлением.
Staccato (стаккато)  – отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой.
Stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо)  – оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста.
Стретта  – 1) в фуге, особенно в ее заключительном разделе, – изложение полифонической темы в виде простой или канонической имитации, при котором имитирующий голос вступает до окончания темы в начинающем голосе; 2) ускорение темпа действия и темпа музыки в финалах итальянских опер.
Субдоминанта  – буквально «ниже доминанты»: IV ступень в мажоре или миноре (например, фа в до мажоре).
Субмедианта  – буквально «ниже медианты»: VI ступень в мажоре или миноре (например, ля в до мажоре).
Sul ponticello (суль понтичелло)  – буквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего звука.
Sul tasto (суль тасто)  – буквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука.
Сурдина  – приспособление, позволяющее приглушить, смягчить звучание некоторых инструментов.
Sforzando (сфорцандо)  – внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно
Segue (сэгуэ)  – продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre).
Semibreve (сэмибреве)  – целая нота.
Semplice (сэмпличэ)  – обозначение выразительности: просто.
Sempre (сэмпрэ)  – постоянно, всегда; sempre pianissimo – все время очень тихо.
Senza (сэнца)  – без; senza sordino – снять сурдину.
Табулатура  – распространенные в эпохи Возрождения и барокко системы нотации для таких инструментов, как орган, клавесин, лютня и гитара; в табулатурах используется не пятилинейная нотация, а разнообразные знаки – цифры, буквы и т.д.
Такт –  единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане.
Театральная музыка  – музыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы; в 19 в. обычно сочинялись увертюра и антракты.
Тема  – основная мелодическая мысль произведения; часто термин употребляется для обозначения главной темы фуги и других полифонических произведения, а также главной партии в сонатной форме.
Тембр  – специфическая окраска, характерная для того или иного голоса или инструмента.
Темп  – скорость движения в музыке.
Темперация  – выравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. Ныне наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при которой октава делится на 12 равных полутонов. Характерное для второй половины 20 в. движение к возрождению старинной музыки привело к возрождению разных способов темперации принадлежащих эпохам Возрождения, барокко, классицизма и т.д.).
Тенор  – 1) вторая снизу партия в четырехголосном письме; 2) высокий мужской голос; 3) разновидность инструментов соответствующего регистра – например, теноровый саксофон; 4) в средневековой полифонии тенором назывался голос, в котором крупными длительностями излагалась основная (часто заимствованная) тема композиции (cantus firmus).
Тесное расположение  – расположение аккорда, при котором составляющие его тона находятся в максимальной близости друг от друга.
Тесситура  – основной диапазон голоса или инструмента (без самых крайних регистров).
Тетрахорд  – четырехступенный звукоряд в диапазоне кварты.
Тон  – 1) единичный звук определенной высоты и продолжительности; 2) интервал, состоящий из двух полутонов (например, большая секунда до – ре).
Тональность  – 1) высотное положение лада – например, до мажор; 2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия – тоники. Термин «тональность» употребляется как антоним термина «модальность», связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами.
Тоника  – основной устой лада или тональности, выраженный в форме одного звука (например, до в до мажоре) или аккорда (например, трезвучие до – ми – соль в до мажоре).
Транскрипция, обработка, переложение  – приспособление произведения для другого инструмента или для другого состава исполнителей, чем в оригинале, – например, транскрипция хорового произведения для инструментального ансамбля. Транскрипцией может называться и переработка произведения для того же, что в оригинале, инструмента – например, с целью придания ему большей виртуозности.
Транспозиция, транспонирование  – перенос целого произведения или его фрагмента в другую тональность.
Трезвучие  – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, например до – ми – соль.
Трель  – очень быстрое чередование двух рядом расположенных звуков; сокращенно записывается: tr.
Тремоло  – быстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней, иногда на одном высотном уровне.
Трехдольный метр, размер  – размер, для которого типично наличие в каждом такте (3/4, 3/2) одного сильного удара и двух слабых.
Трио  – струнное трио: ансамбль из скрипки, альта и виолончели; фортепианное трио: ансамбль из фортепиано, скрипка и виолончель.
Триоль  – деление ритмической доли на три равные части.
Тритон  – интервал, состоящий из трех целых тонов и образующийся в диатоническом звукоряде между IV и VII ступенями; в Средневековье тритон считался запрещенным интервалом.
Тройной язычок  – техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (труба, валторна, флейта), аналогичная двойному язычку, но подобная произнесению звуков «т-к-т» в быстрых триольных пассажах.
Трубадур  – в Южной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант.
Трувер  – в Северной Франции 12 и 13 вв. придворный поэт-музыкант.
Tutti (тутти)  – все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.
Tempus perfectum, tempus imperfectum (лат.)  – обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения.
Tenuto (тэнуто)  – выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности.
Terraced dynamics (англ.)  – внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко.
Увеличение  – изложение мотива или темы при их повторении более крупными длительностями.
Украшения  – одна нота или группа нот, которые записываются мелким шрифтом и прибавляются к основной мелодии с целью ее «расцвечивания», «украшения».
Уменьшение  – сокращение, обычно вполовину, длительностей при повторении мотива или темы.
Унисон  – 1) теоретически – нулевой интервал, расстояние между двумя тонами одинаковой высоты; 2) практически – исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте.
Фальцет  – самый верхний регистр мужского голоса, в котором используется головной резонатор и который расположен выше основного диапазона.
Фанфара  – 1) более или менее протяженная мелодия, исполняемая трубами или другими инструментами того же типа; в фанфаре обычно используются ходы по трезвучиям; 2) медный духовой инструмент.
   
Фермата  – свободная пауза или задерживание звука или аккорда; 
Финал  – последняя часть многочастного инструментального цикла (в классической традиции – быстрая и оживленная) или заключительный ансамблевый раздел всей оперы или отдельного ее акта.
Fine (фине)  – конец (традиционное обозначение в партитуре).
Forte (форте) – обозначение выразительности: громко; сокращенно
Фортепиано  – название самого распространенного современного клавишного струнного инструмента, относящееся к его разновидностям –пианино и роялю. См. ФОРТЕПИАНО.
Fortissimo (фортиссимо)  – очень громко; сокращенно
Форшлаг  – украшение, состоящее в исполнении перед основным звуком очень краткого дополнительного звука.
Фраза  – фрагмент мелодии, который по значению можно сравнить с речевым предложением (или с придаточным в сложном предложении).
Фразировка  – ясное, выразительное исполнение музыкальной фразы и всех элементов, определяющих смысл музыкальной речи, с помощью гибких изменений темпа, динамики, расстановки акцентов и т.д.
Фугированный  – использующий некоторые приемы фуги, чаще всего имитации, например фугированное аллегро.
Хемиола  – ритмический прием, при котором трехдольный размер изменяется на двудольный путем переноса акцентов в такте. Этот прием был распространен в 15 в., употреблялся и позже, особенно для укрупнения ритмического движения в заключительных разделах, перед финальным кадансом.
Хор  – 1) ансамбль певцов, обычно разделенный на четыре партии (сопрано, альты, тенора, басы); 2) группа инструментов в симфоническом или духовом оркестре, объединяющая инструменты одного типа (например, «хор струнных»).
Хордофон, струнный инструмент  – инструмент, в котором звук возникает в результате колебания струны.
Хроматизм  – употребление альтерированных (не принадлежащих к основному звукоряду) звуков.
Хроматическая гамма  – гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве).
Целотоновая гамма  – звукоряд, состоящий из целых тонов, т.е. представляющий собой октаву, поделенную на шесть равных частей.
Цикл  – музыкальная композиция, состоящая из нескольких частей, где части объединены драматургически и тематически.
Цифрованный бас  – принятая в эпоху барокко сокращенная запись аккордового аккомпанемента с помощью цифр, которые помещались над или под нотами басового голоса. Исполнитель на инструментах гармонического типа (клавесин, орган, лютня) мог с помощью цифровой записи воспроизводить полную гармоническую фактуру произведения.
Chantey, shanty (англ.)  – трудовые песни английских и американских матросов, исполнявшиеся в определенном ритме для облегчения работы.
Часть  – относительно самостоятельный раздел крупной музыкальной формы, обычно с отчетливо выраженными началом и завершением.
Четвертитон  – интервал, равный половине полутона.
Shape-note notation  – ранний американский тип нотации, в котором употреблялись ноты четырех разных форм: треугольник, круг, овал и звездочка.
Sprechstimme (нем.)  – «декламируя», Sprechgesang – «декламационное пение» – техника вокального письма, разработанная А. Шёнбергом и его последователями и состоящая в том, что певец не воспроизводит звуки точной высоты, но как бы скользит, глиссандирует от одного звука к другому; при нотации на штилях нот ставятся вместо «головок» – «крестики» (
Экспозиция  – первый раздел целого ряда форм, прежде всего фуги и сонатной формы, в котором представляется (экспонируется) тематический материал всей композиции.
Экспрессионизм  – стиль изобразительного искусства первых десятилетий 20 в., который обычно ассоциируется с атональной и додекафонной музыкой.
Электронная музыка  – музыка, звуковой материал которой создается с помощью синтезатора.
Empfindsamer Stil (нем.)  – стиль исполнения музыки барокко, при котором игнорируются присущие этой эпохе условности и цель которого – непосредственная и свободная передача эмоционального содержания произведения.
Энгармонизм  – при равномерной темперации возможность записи одного и того же звука разными способами: например ля-диез и си-бемоль.



Другие новости по теме:

Печатать


 
 
 
   
 
Яндекс.Метрика Все права защищены © 2010. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полной или частичной перепечатке текстовых или графических материалов индексируемая гиперссылка на сайт FirstGuitar.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА