Главная  
  Статьи  
  Уроки  
  Терминология  
  Аккорды и Табы  
  Программы  
  Форум  
  Контакты  
     
     
 
 
     

 
   
 

Общая терминология (музыкальные термины) 2

Клавикорд  – небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук.
Клавир  – общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.).
Klangfarbenmelodie (нем.)  – понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шёнберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам.
Кластер  – диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков.
Ключ  – 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою – тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента.
Ключевые знаки  – бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор
Кода  – заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.
Колоратура  – виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио, украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано, особенно в опере.
Con brio (кон брио)  – обозначение выразительности: «живо».
  Con moto (кон мото) – обозначение темпа и выразительности: «с движением».
Con fuoco (кон фуоко)  – обозначение выразительности: «с огнем».
Консонанс  – созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей.
Контральто  – самый низкий по регистру женский голос.
Контрапункт  – тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью.
Контрафагот  – большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота.
Контртенор  – очень высокий мужской голос (выше тенора).
Концертино  – в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo.
Концертмейстер  – 1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах.
Concertato (кончертато)  – стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий «соревнование» групп оркестра, хоров и т.д.
Cornetto (корнетто) , цинк – деревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный мундштук, хроматический звукоряд.
Crescendo (крещендо)  – обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой
Лады  – 1) звукоряды типа мажора или минора; 2) в Средневековье система диатонических («по белым клавишам») модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров; в связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах – автентической и плагальной. Четыре основные автентические модусы – дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им плагальных модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены: эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами. См. ЛАДЫ; 4) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков.
Larghetto (ларгетто)  – 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Largo (ларго)  – буквально «широко»: 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле – самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Legato (легато)  – обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.
Leggiero (леджиеро)  – обозначение выразительности: легко, грациозно.
Лейтмотив  – в операх Рихарда Вагнера (и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях разных жанров) – мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями.
Lento (ленто)  – обозначение темпа: медленно.
Либретто  – текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме.
лига  – изогнутая линия под или над нотами, которая связывает их во фразу; если лига соединяет две ноты одной высоты, то вторая нота не исполняется, а ее длительность присоединяется к длительности первой ноты.
Lied (нем. «песня»)  – термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в.
Лирическая опера (opéra lyrique)  – термин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между «большой оперой» (grand opéra) и «комической оперой» (opéra comique).
L"istesso tempo (листэссо тэмпо)  – «в том же темпе»: обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.
Лютня  – струнный щипковый инструмент. См. ЛЮТНЯ.
Ma non troppo (ма нон троппо)  – не слишком; allegro ma non troppo – не слишком быстро.
Мадригал  – 1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и начале 17 вв.
Мажор и минор  – термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – например, может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция – мажорное (до – ми – соль), трезвучие с минорной терцией в основе – минорное (до – ми-бемоль – соль); 3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 – мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени.
   
Мануал  – клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.
Marcato (маркато)  – обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.
Медианта  – III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре.
Мелизмы (украшения)  – 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.
Мелкая нота  – нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, «мелкая нота» представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, «отнимающее» ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин «форшлаг»; 2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии «мелких нот» часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из «мелких нот» определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. «свободно»).
Мелодия  – музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур.
Meno (мэно)  – «менее»; meno mosso (мэно моссо) – обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.
Метр  – ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).
Метра и размера обозначения  – метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.
Метроном  – механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в.
Mezza voce (мецца воче)  – вполголоса.
Mezzo forte (меццо фортэ)  – не очень громко.
Меццо-сопрано  – женский голос средней высоты, между сопрано и контральто.
Микротон  – интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе).
Минимализм  – музыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного музыкального материала.
Модальность  – способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину «модальность» может соответствовать термин «ладовость»).
Moderato (модерато)  – обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.
Модуляция  – в мажоро-минорной системе смена тональности.
Molto (мольто)  – очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно.
Монодия  – 1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 2) стиль итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание мелодии над простым аккордовым сопровождением.
Мордент  – украшение (мелизм), состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении; возможен также двойной мордент вверх и вниз.
Мотив  – краткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.
Musica ficta (музика фикта), musica falsa (музика фальса)  – распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте – с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон). См. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ.
Musique concrète (франц.)  – одно из направлений в музыке 20 в., зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям.
Настройка  – процесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например, на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов.
Неаккордовый звук  – звук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним.
Невматический стиль  – в средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на каждый слог текста приходится несколько тонов – в отличие от силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более протяженный распев.
Невмы  – знаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение. Древнерусские невмы называются крюками.
Неоклассицизм  – одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д. эпохи барокко и классицизма.
Non troppo (нон троппо)  – не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро.
Нота  – графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук.
Нотный стан  совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.
Обертоны  – призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.
Obligato (облигато)  – 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.
Октава  – интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1: 2.
Октет  – ансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава.
Opus (опус)  (лат. opus, «произведение»; сокращенно – ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора.
Органный пункт, педаль  – выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса; этот прием часто применяется в органной музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом.
Органум  – форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии.
Основной тон  – главный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.).
Ostinato (остинато)  – многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах).
Пандиатоника  – стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.
Параллельное движение  – восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).
Параллельные аккорды  – восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.
Параллельные мажор и минор  – мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).
Patter song (англ.)  – юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков; слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо.
Пауза  – термин употребляется для обозначения как собственно паузы – перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.
Pesante (пезанте)  – обозначение выразительности: тяжело.
Пентатоника  – пятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника («по черным клавишам»); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.
Перекрестный ритм  – одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.
Перечение  – близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле)  (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.
Pianissimo (пианиссимо)  – очень тихо; сокращенно: pp.
Piano (пиано)  – тихо; сокращенно: p.
Piu (пиу)  – больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее.
Pizzicato (пиццикато)  – щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.
Плагальный  – 1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа – ля – до к трезвучию до – ми – соль в до мажоре); 2) в средневековом церковном пении – лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон.
Полимодальность  – одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов).
Полиритмия  – одновременное использование отчетливо контрастных ритмических рисунков в разных голосах.
Политональность  – одновременное звучание двух и более тональностей.
Полифония  – склад письма, предполагающий самостоятельное движение каждого из двух или более голосов. См. ПОЛИФОНИЯ.
Полутон  – половина тона, или 1/12 октавы.
Portamento (портаменто)  – скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных.
   
Portato (портато)  – способ звукоизвлечения, между legato и staccato.
Постлюдия  – инструментальная пьеса, исполняемая после окончания службы в западной христианской церкви (обычно на органе), а также самостоятельная инструментальная или оркестровая пьеса, напоминающая «послесловие».
Примадонна  – ведущая исполнительница женских партий в оперном театре.
Программная музыка  – инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали произведения этого типа.
Проходящий звук  – звук, не входящий в структуру аккорда, а линейно связывающий два консонантных созвучия (обычно появляется на слабой доле такта).
Prestissimo (прэстиссимо)  – обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto.
Presto (прэсто)  – обозначение темпа: очень быстро.
Псалмовые тоны  – относительно простые мелодические формулы – модели, по которым исполнялись в средневековой западной христианской церкви псалмы и другие богослужебные тексты.
Пунктирный ритм  – ритмический рисунок, образующийся увеличением доли на половину длительности за счет уменьшения вдвое следующей более слабой доли. Обозначается точкой справа от ноты.
Разработка  – развитие музыкальной идеи путем вычленения фрагментов тем, изменения тональностей тем, их расширения, разного рода сочетаний между собой и т.д. Разработкой называется также второй, развивающий раздел сонатной формы (сонатного аллегро).
Разрешение  – движение от диссонанса к консонансу.
Ракоход  – возвратное, от конца до начала, движение темы.
   
Rallentando (раллентандо)  – обозначение темпа: постепенно замедляя.
Распев, роспев  – система монодической вокальной музыки, в основном церковного пения разных конфессий.
Регистр  – 1) группа органных труб, создающих определенный тембр; 2) определенный участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» – фальцет).
Реприза  – заключительный раздел сочинения в сонатной форме, где вновь проходят темы экспозиции; репризой называют и повторение музыкального материала в заключительном разделе разных форм – например, трехчастной.
Респонсорий  – песнопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой рефрен; определение «респонсорный» может относиться к подобному приему в музыке разных стилей.
Рефрен  – 1) в форме типа рондо – неизменяемый музыкальный материал, появляющийся после контрастных разделов; 2) припев – вторая, неизменяемая половина куплета в куплетной форме (например, в песне).
Ripieno (рипиено)  – в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti.
Ritardando (ритардандо)  – обозначение темпа: постепенно замедляя.
Ritenuto (ритенуто)  – обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando.
Ритм  – временная организация музыки; конкретно – последовательность длительностей звуков.
Ритурнель  – буквально «возвращение». В ранней опере термин относился к повторным возвращениям мелодии (типа рефрена); в барочном концерте ритурнелем называлось периодическое возвращение вариантов первой темы, которые исполнялись всем оркестром (в отличие от промежуточных разделов, исполнявшихся солирующими инструментами).
Рококо  – стиль искусства первой половины 18 в., в том числе музыки; для рококо характерно обилие орнаментальных мотивов, прихотливость линий.
Rubato (рубато)  – гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.
Ряд, серия  – основная структура в додекафонии (технике 12-тоновой композиции); в чистом виде серия представляет собой 12 неповторяющихся звуков, которые появляются в порядке, определенном композитором; на практике серия может состоять из разного числа неповторяющихся звуков.
Свинг  – стиль танцевальной джазовой музыки для оркестра типа биг-бенд, популярный в конце 1930-х и начале 1940-х годов.
Связка  – фрагмент второстепенного содержания, часто модулирующий, который служит переходом от одного раздела музыкальной формы к другому.
Секвенция  – повторение мотива или фразы на другом высотном уровне.
   
Секстоль  – деление ритмической доли на шесть равных частей.



Другие новости по теме:

Печатать


 
 
 
   
 
Яндекс.Метрика Все права защищены © 2010. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полной или частичной перепечатке текстовых или графических материалов индексируемая гиперссылка на сайт FirstGuitar.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА