Главная  
  Статьи  
  Уроки  
  Терминология  
  Аккорды и Табы  
  Программы  
  Форум  
  Контакты  
     
     
 
 
     

 
   
 

Общая терминология (музыкальные термины)

Термин Описание
Автентический 1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов; 2) в средневековой модальной системе – лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх.
Adagio (адажио) 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.
Adagissimo (адажиссимо)  обозначение темпа: очень медленно.
Ad libitum (ад либитум) «по желанию»: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
Agitato (ажитато) обозначение выразительности: «взволнованно».
A cappella (а капелла) термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.
Акколада фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов.
Аккорд совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.
Аккордовая последовательность движение аккордов в соответствии с определенными принципами.
Алеаторика современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.
Alla breve (алла бреве) обозначение тактового размера, быстрое исполнение двудольных метров, в которых при этом счет ведется не четвертями, а половинными нотами.
Allargando (алларгандо) «расширяя». Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).
Allegretto (аллегретто) 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.
Allegro (аллегро) «весело, радостно»; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).
Аллилуйя (древнеевр. – «хвалите Бога») выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в литургическом цикле;
Альбертиевы басы аккомпанемент к мелодии, состоящий из «ломаных», «разложенных» аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в.
Альт 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее «высокий»; 2) низкий женский голос, называемый часто «контральто»; 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре – например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.
Амбушюр  положение губ при игре на духовых инструментах.
Английский рожок альтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя.
Andante (анданте) 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.
Andantino (андантино) 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.
Animato (анимато) обозначение выразительности: «одушевленно».
Ансамбль 1) сочетание голосов или инструментов (антоним – соло); 2) в опере – фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором.
Anticipation (англ.) 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда.
Антифон форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.
Апподжиатура украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин «форшлаг») исполняется кратко перед сильной долей (в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но на сильную долю).
Аранжировка (переложение, обработка) приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).
Ариозо небольшая ария; прилагательное «ариозный» относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.
Arco (арко) буквально «смычок»: указание coll"arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато.
Арпеджио аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.
Артикуляция способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.
Assai (ассаи) «очень»; например, adagio assai – очень медленно.
Attacca (атака) 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.
A tempo (а темпо)  – возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
Атональность  – термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.
Affettuoso (аффеттуозо)  – обозначение выразительности: «с чувством».
Аэрофон, духовой инструмент  – инструмент, звук в котором возникает в результате колебания столба воздуха в трубке.
Баритон  – 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.
Бас  1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).
Basso continuo (бассо континуо)  (также генерал-бас, цифрованный бас) – «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.
Basso ostinato (бассо остинато)  – буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
Бекар  – знак , указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.
Bel canto (бель канто)  – стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.
Бемоль и дубль-бемоль –  знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.
Burden  (англ.) – рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги.
Beat (англ.)  – ритмическая пульсация, ритмическая акцентность.
Blue note (англ.)  – в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза).
Bop (англ.)  – один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов.
Бревис  – нотная длительность, преимущественно в старинной музыке: равна двум целым нотам.
Battery (англ.)  – ударная группа в симфоническом или духовом оркестре.
Варьирование  – прием композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала.
Вводный тон  – седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).
Вибрато  легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.
Vivace (виваче)  – обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.
Виртуоз   исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой.
Вокализ  – 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.
Вокальный цикл  – понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом.
Высотность  – относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду.
Гамма, звукоряд  – совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). В повседневном употреблении термины «звукоряд» и «гамма» взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.
Гармонический ритм  – скорость, с которой сменяют друг друга аккорды.
Гармония   1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) «вертикальный» (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее «горизонтальным» (мелодическим) аспектом.
Gebrauchsmusik (нем.)  – 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).
Gesammtkunstwerk (нем.)  – «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме.
Гексахорд   диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д"Aреццо.
Гетерофония  – тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.
Glissando (глиссандо)  – исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.
Гокет  – тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.
Головной регистр  – самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.
Голос  – 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.
Гомофония  – тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение.
Grave (гравэ)  – обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.
Grand opéra  (франц.) – «большая опера»: жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью.
Григорианское пение  – литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540–604), который упорядочил церковное пение.
Гриф  – у скрипки и подобных ей инструментов – деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры.
Грудной звук  – использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.
Группетто  – тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре – до – си – до. Обозначается как
Da capo (да капо)  – «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
Dal segno (даль сеньо)  – «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака
Двойная трель  – одновременная трель на двух высотных уровнях.
Двойной метр  – метр, для которого типичны два основных ударения в такте – более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую – сильное, на четвертую – слабое.
Двойной язычок  – техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков «т-к»).
Двойные ноты  – одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке).
Джаз  – один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.
Giocoso (джокозо)  – весело, игриво.
Диапазон  – 1) в средневековой теории музыки – октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.
Диатоника  – семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов.
Divisi (дивизи ) – указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.
Диез и дубль-диез –  знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.
Diminuendo (диминуэндо)  – динамическое указание, аналогичное decrescendo.
Динамические обозначения  – слова (например, forte), буквенные сокращения (например, p) и условные значки (например, вилочки), указывающие на динамический уровень исполнения и его изменения.
Дискант  1) вид многоголосия 12–15 вв.; 2) самый высокий голос в хоре или в группе инструментов (в России – в хоровой партитуре для хора мальчиков, иногда вместе с мужским хором, преимущественно в духовной музыке).
Диссонанс   нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс – исторически изменяющееся понятие.
Добавочные линейки   короткие линейки, которые помещаются выше или ниже нотного стана для обозначения звуков, находящихся выше или ниже диапазона, охватываемого нотным станом.
Doloroso (долорозо)  – указание выразительности: «скорбно».
Dolce (дольче)  – указание выразительности: «нежно», «ласково».
Доминанта  – пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре).
Decrescendo (дэкрещендо)  – динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой
Задержание  – один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют с новым аккордом и потом разрешаются в него.
Затакт  – один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.
Звукопись  – прямая ассоциативная связь музыки с текстом в вокальной музыке; например, восходящее гаммообразное движение на слова «и восшел на небеса».
Idée fixe (франц.)  – буквально «навязчивая идея»: термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г. Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии).
Идиофон  – инструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник).
Имитация  – повторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры.
Импрессионизм  – художественное движение в изобразительных искусствах и в музыке, возникшее в конце 19 в.; для него типично обращение прежде всего к чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее яркий представитель импрессионизма – К.Дебюсси, а также авторы, испытавшие влияние его стиля.
Импровизация  – искусство спонтанного создания или интерпретации музыки (в отличие от точного следования заранее записанному тексту).
Инверсия, обращение  – 1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении: например, вместо до – ре – ми ѕ ми – ре – до; 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной: например, первым обращением трезвучия до – ми – соль является секстаккорд ми – соль – до.
Инструментовка, оркестровка  – искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля; см. ОРКЕСТРОВКА.
Интервал  – музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.
Интонация  1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным); 2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).
Кабалетта  1) небольшая виртуозная оперная ария; 2) заключительный быстрый раздел оперной арии.
Каватина  – короткая лирическая ария песенного типа.
Каданс  – завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные типы каданса – автентический (доминанта – тоника), плагальный (субдоминанта – тоника).
Каденция  – в инструментальном концерте для солиста с оркестром – виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя.
Камерная музыка  – инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет.
Cantabile (кантабиле)  – певучий, связный стиль исполнения.
Кантилена  – вокальная или инструментальная мелодия лирического, певучего характера.
Cantus firmus (лат.) (кантус фирмус)  – буквально «прочный напев»: ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции.
Cantus planus (лат.) (кантус планус)  – ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала.
Кастрат  – мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко.
Quasi (квази)  – как, подобно; quasi marcia – как марш.
Квартет  струнный квартет: ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели; фортепианный квартет: ансамбль из скрипки, альта, виолончели и фортепиано.
Квартоль  – деление ритмической доли на четыре равные части.
Квинтет  струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.
Квинтоль  – деление ритмической доли на пять равных частей.
Quodlibet (кводлибет)  – шуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен.
Клавесин  – струнный клавишный инструмент 16–18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны.



Другие новости по теме:

Печатать


 
 
 
   
 
Яндекс.Метрика Все права защищены © 2010. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полной или частичной перепечатке текстовых или графических материалов индексируемая гиперссылка на сайт FirstGuitar.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА